Период рококо в европейской ландшафтной архитектуре стал основой прекрасного пейзажного стиля. В то время отдавали предпочтение главенству науки и разума, великих путешествий, философского осмысления жизни. На Европу сильно повлияло искусство Китая и Японии (в том числе и садово-парковое), твердившие, что в жизни нужно не только радоваться и праздновать, но и воспоминать, меланхолически грустить, размышлять о «вечном». Модным стало восхищаться не только человеческими творениями, но и дикой природой — горными водопадами, лесными озерами, крутыми скалами. Все это способствовало появлению неформальных садов и парков, практически не отличающихся от природных ландшафтов. В них еще были следы регулярного стиля, но преобладали пасторальные настроения, идеализирующие сельскую жизнь, следы легкости, иронии, кокетливости. К тому же были насыщены элементами китайской архитектуры — мостиками, павильонами и пагодами. Основным элементом пасторальных садов было создание элементов «иллюзорности». За счет больших окон-дверей появлялась иллюзия взаимопроникновения интерьера дома и ландшафта. В садах часто устраивались спектакли и музыкальные представления, для проведения которых в ландшафт были включены «обманные» картины. Они выполнялись на стенах зданий и на мобильных раздвижных конструкциях. Часто использовались растения в горшках, которые легко перемещались по саду, в зависимости от того, какую декорацию нужно было создать в определенный момент. Итак, сад уменьшается в размерах, его детали более мелкие и легкие. Прямые длинные аллеи регулярного сада меняются на затейливые серпантины и тропинки с изящными изгибами. Большую популярность приобретают в этих садах лабиринты из стриженых кустарников или деревьев.
сочетание элементов регулярного и пейзажного сада
малые архитектурные формы в китайском и японском стиле
ландшафтные композиции с сельскими или восточными мотивами
сложные естественные планировки, устройство лабиринтов
элементы «иллюзорности»